Главная / доходный подход
Доходный подход
Доходный подход к оценке бизнеса заключается в том, что производится анализ возможных доходов конкретного дела, и все расчеты осуществляются с учетом текущей стоимости рассматриваемого предприятия. Анализ готового бизнеса доходным методом является довольно сложным, но он имеет важное преимущество, а именно позволяет сформировать объективную оценку стоимости.
Отдельный плюс доходного подхода состоит в том, что сопоставляются доходы инвестора с его текущими затратами, причем сопоставление это осуществляется с учетом времени и риска. Доходный подход осуществляется посредством двух методов:
1. Метод капитализации
2. Метод дисконтирования дохода
Метод капитализации используется когда ожидается, что по размерам будущие чистые доходы будут сравнимы с текущими, то есть когда темпы их роста можно предсказать. Суть метода в том, что определяется величина ежегодных доходов и соответствующей им ставки капитализации, основываясь на которых рассчитывается и цена компании. Что касается метода дисконтирования будущих доходов, то основными его этапами являются:
- прогнозирование валовых доходов;
- прогнозирование валовых расходов;
- прогнозирование инвестиций;
- анализ прогнозов и расчет денежного потока на каждый год заданного периода.
Какой конкретно метод оценки бизнеса использовать, решает специалист в области его продажи и покупки. Например, метод капитализации, несмотря на все свои преимущества – учет рисков отрасли и потенциальной доходности бизнеса, не подходит для оценки быстрорастущих компаний, здесь лучше применять метод дисконтирования дохода. Однако, какой бы конкретно не использовался подход к оценке готового дела, не стоит предъявлять к нему завышенных требований – например, специалисты не рекомендуют указывать слишком большую продолжительность прогнозируемого периода, так как это потребует от исполнителей огромных затрат времени и сил, а значит будет стоить довольно дорого, а во-вторых, как показывает практика, долгосрочные прогнозы работают далеко не всегда, поэтому при покупке малого бизнеса лучше сосредоточиться на краткосрочных и среднесрочных временных рамках оценки.
|