Главная / виды франчайзинговых систем
Виды франчайзинговых систем
Франчайзинговые системы существуют в нескольких формах и классифицируются в зависимости от состава участников. Партнеры по соглашению могут взаимодействовать следующим образом:
• производитель с производителем;
• производитель с оптовым продавцом;
• производитель с розничным продавцом;
• оптовый продавец с оптовым продавцом;
• оптовый продавец с розничным продавцом;
• розничный продавец с розничным продавцом;
• обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием.
1. Производитель с производителем
Данные отношения можно наглядно рассмотреть на следующем примере. Допустим, компания разработала и запатентовала новую технологию производства, которая позволяет сокращать затраты на 25%. Другие предприятия могут также захотеть воспользоваться подобным способом производства.
Вот с этого момента и могут начаться взаимоотношения. Фирмы пользуются лицензией на право применения данного технологического процесса, а компания новатор получает за это определенное комиссионное вознаграждение, называемое роялти. Лицензиаром в данном случае выступает франчайзер, а лицензиат представляет собой франчайзи. Но при такой связи франчайзи не теряет своей автономности, ему предоставлена практически полная свобода действий (процедуры и политика не регламентируется, как впрочем, и технологическое оборудование).
2. Производитель с оптовым продавцом
Данный вид отношений хорошо просматривается в работе крупнейших производителей прохладительных напитков. Которые переводят на франчайзинговые условия свои разливочные мощности. Они передают франчайзи права на использование сиропного концентрата, который сами производят.
3. Производитель с розничным продавцом
Это франчайзинговая система первого поколения, которая зародилась в самом начале автомобилестроения. Производителями автомобилей создавались дилерские сети, основанные на принципе франчайзинга. Аналогичным образом действовали производители бензина и заправочные станции.
4. Оптовый продавец с оптовым продавцом, оптовый продавец с розничным продавцом
Данные категории не имеют четкого определения, но, по сути, мало чем отличаются от отношений производителя с розничным продавцом.
5. Розничный продавец с розничным продавцом
Большая часть таких соглашений возникает в тот момент, когда крупной торговой фирмой-франчайзером принимается решение развивать свою сбытовую систему подобным образом.
6. Обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием
В этих отношениях франчайзер практически выступает продолжением франчайзера.
|